Hobbyclub.com.ua

Интернет магазин Радиоуправляемых моделей Хобби Клуб в Украине.
Радиоуправляемые модели машин, вертолетов, самолётов, катеров и др.

Контакты:
Рос: +79788232600
Укр: +380894770614
skype:  genjak

САМОЛЕТ FAIRCHILD - ТРУЖЕНИК АЭРОФОТОСЪЕМКИ

Аэропланы серии FC («Fairchild Cabin») - по-своему уникальны. Они создавались с «узкой специализацией» как самолеты для аэрофотосъемки, однако с успехом работали и на пассажирских авиалиниях, и в сверхдальних рекордных перелетах (вокруг света и в Антарктике.

Шерман Миллз Фэйрчайлд (Sherman Milles Fairchild) (1896— 1971) был гениальным изобретателем и удачливым коммерсантом, внесшим большой вклад в развитие авиапромышленности и фотосъемки и даже полупроводниковой техники в США. Он начал свою фототехническую карьеру еще в колледже, в 1915 году, с изобретения затвора фотоаппарата, синхронизированного с фотовспышкой, а завершал - почти через полвека, созданием технологий для фотокамер космических кораблей «Аполло», в общем итоге, владея тридцатью патентами в полупроводниковой и фототехнике, основав более 70 компаний, созидающих на промышленную мощь США.

Шерман Фэйрчайлд родился в богатой семье конгрессмена-республиканца, миллионера и одного из совладельцев небезызвестной компании IBM. Будучи любознательным юношей, Шерман, уже во время учебы в Гарвардском университете, сделал свое первое изобретение, а в 1917 году, не без помощи отца, заявился на правительственный конкурс на новую аэрофотокамеру для ВВС и выиграл его, показав недостижимое для конкурентов качество съемки (новый прибор имел затвор, встроенный в линзу, что давало заметно меныние искажения). Правительство выделило победителю сумму в $ 7000 (при том, что расходы составили $ 40.000), богатый отец компенсировал сыну разницу, но тут возникла новая проблема - война закончилась и военные отказались от заказов, однако правительство приобрело две фотокамеры для использования в учебных целях. Фэйрчайлд, не обескураженный трудностями, совершенствовал технику и в 1920 году основал свою первую фирму «Fairchild Aerial Camera Согр», специализировавшуюся на аэрофотосъемке и картографировании. Через год фирма приобрела свой первый самолет (купленный на распродаже армейской техники Fokker D-VII) и получила первый контракт (создание фотокарты г. Ньюарк, шт. Нью- Джерси). Первая дочерняя фирма («Fairchild Aerial Surveys of Canada Ltd») была образована в 1922 г., когда возник первый большой контракт на фотосъемку лесных угодий в Канаде, а еще через год фирме удался первый громкий коммерческий успех I аэрофотосъемка «сердца» Нью-Йорка, острова Манхэттен. Власти многих городов сделали «открытие»: аэрофотосъемка быстрее и дешевле наземного картографирования местности. Быстро обнаружилось, что существующие самолеты (в большинстве своем — изношенные двухместные бипланы) не соответствуют возросшим требованиям, и в 1925 году Шерман Фэйрчайлд создает в штате Нью-Йорк свою авиастроительную фирму «Fairchild Aircraft Mfg Со», предназначенную для постройки самолетов серии «FC», оборудованных для точной и устойчивой фотосъемки и наблюдения.

Самостоятельно строить самолеты - непростое дело, однако Фэйрчайлд четко представлял себе облик самолета, который должен был заменять весь тот разномастный авиапарк, что существовал на фирме до сих пор. Это должен быть моноплан смешанной конструкции с высокорасположенным крылом и трехопорным шасси с хвостовым колесом и с возможностью его переоборудования с колес на поплавки или лыжи. Крылья возможно было складывать к фюзеляжу в направлении назад, что облегчало бы хранение самолета. Закрытая и хорошо остекленная кабина должна была создавать максимальное удобство экипажу и фотографам.

Первый экземпляр самолета, FC-1 был сконструирован инженером Норманом МакКуинном и профессором Александром Клеминым, при посильной помощи специалистов фирмы - шеф-пилота Д. Нэпью и шеф-фотографа Ф. Лотта, и впервые поднялся в воздух в середине 1926 года. Машину поначалу оснастили мотором «Кертисс» в 96 л.с., но вскоре стало ясно, что мотор слабоват, и его заменили мотором «Райт» вдвое большей мощности (модификация «Wright J-4 Whirlwind» в 200 л.с.), при этом новая модель получила название FC-1A. Построенная в единственном экземпляре, «единичка» в серию не пошла, но в течение следующего, 1927, года была значительно доработана.

Самолет, названный FC-2, оснастили мотором «Wright J-5 Whirlwind» в 220 л.с., с целью расширения кабины изменили конструкцию хвостовой части фюзеляжа (вместо треугольного сечения с характерным «гребнем на спине» в хвостовой части фюзеляж приобрел по всей длине прямоугольное сечение). Была увеличена площадь окон и фотолюков, а также, при необходимости, машины оборудовались водогревом кабины от выхлопных газов двигателя. По-прежнему «козырем» самолета была возможность оснащения разными типами двигателей (по требованию заказчика) и разными типами шасси - колесным/поплавковым/лыжным. Запущенная в серию «двоечка» была построена в 118-ти экземплярах, и еще 12 — фирмой «Канадиэн Виккерс» по лицензии.

Первые FC-2 были закуплены Министерством Торговли США и использовались для сопровождения пилота Чарльза Линдберга в его 23000-мильном рекламном турне по Штатам на самолете «Spirit of St Louis». Модификация FC-2W (грузовая версия, с увеличенным размахом крыла и мотором «Pratt & Whitney Wasp» в 450 л.с., всего построено 14 шт.) использовалась для дальних перелетов (кругосветный перелет пилотов Ч. Колльера и Д. Мирса на именном самолете «City of New York» в июне-июле 1928 г.), для фоторазведки в Антарктической экспедиции адмирала Ричарда Берда. В том же году самолет FC-2W2 «Stars and Stripes» участвовал в поиске и спасении канадскими авиаторами самолета «Бремен» (трансатлантический перелет немцев на «Юнкерсе» W33, закончившийся аварией) и т.д. Список будет неполным, если не вспомнить еще и первый международный почтовый рейс компании «Пан Америке» 19.10.1927 на «Фэйрчайлде» «La Nica», оборудованном поплавками, между Ки-Уэстом (шт. Флорида) и Гаваной (Куба).

Кроме мотора «Пратт-Уитни», «двоечки» оборудовались еще моторами «Кертисс Челленджер» в 160 л.с. (модель FC-2C, 6 шт.) и «Армстронг-Сиддли Линке» (FC- 2L, один — для канадских ВВС). Так как конкуренты по пассажиро- и грузоперевозкам не дремали, в 1930 году некоторая часть FC-2 была модернизирована (модели 51 и 71), переделки в основном сводились к установке моторов «Wright J-б» в 300 л.с. и переделкам пассажирского салона.

Фирма Фэйрчайлда благодаря многочисленным заказам (как военным, так и гражданским) благополучно пережила Великую Депрессию в начале 30-х годов и во времена «Нового курса» Рузвельта «Fairchild Aircraft Соrр» развернула свои дела с еще большим размахом. В 1933-м губернатор Коннектикута Уилбур Кросс наметил план полной фотосъемки территории штата, справедливо видя в этом мощное подспорье в развитии его экономики.

Еще в 20-е годы Фэйрчайлд лоббировал прежнего Губернатора, чтобы заключить контракт на фотосъемку, но чтобы правительство спонсировало ее, в те «сытые годы» не было и речи. Теперь же времена изменились. Множество проектов, начатых Департаментом государственного планирования, касались водной системы, лесного хозяйства, дорожной сети, демографии и т.д., и детальная карта территории штата была признана чиновниками важнейшим инструментом в этой работе, многие департаменты ожидали от нее важнейших данных.

Правительство спонсировало масштабную фотосъемку территории, и «Fairchild Aerial Surveys, Inc» блестяще справилась с работой. «Двоечки» отсняли тысячи фотографий, собранных вместе и образовавших огромную «мозаичную» карту.

Четыре самолета (три FC-2 от фирмы и биплан «Дуглас 0-38» - от 118-го Разведывательного эскадрона Национальная Гвардии) производили фотосъемку в течение марта-апреля 1934 года в ясные дни, примерно с 10 до 14:00 каждый день. Было выбрано время года, когда снежный покров уже был минимальным, а листья на деревьях еще не появились. Пересекая территорию штата, авиагруппе пришлось маневрировать не только в воздухе, но иногда и ж/д транспортом (здесь-то и пригодились складываемые крылья самолета FC-2). В отличие от военных пилотов, летавших в открытой, продуваемой ветром, кабине «Дугласа», пилоты и фотографы «фэйрчайлдов» пребывали в закрытых отапливаемых кабинах, позволявших комфортно работать в течение многих часов полета. Съемка велась камерами «Фэйрчайлд К-3» с высоты около 3500 метров, на скорости 100 миль в час (ок. 160 км/ч) вертикально, с перекрытием в 50% (каждая фотография захватывала по половине предыдущей и половине следующей). В течение 153-х летных часов в 10484-х снимках было отснято ок. 5004 кв. миль территории штата (правда, много снимков было забраковано из-за облаков, засветки, потери ориентиров и т.д.

В следующем, 1935-м, году фирма снова работала по заказу правительства США: FC-2 совершили несколько десятков вылетов для наблюдения за эрозией почвы и ее последствиями.

Самолеты «Fairchild FC-2» играли важную роль на авиалиниях США и Канады в 20-30-х годах, но к концу 30-х их стали заменять более современные образцы техники. Старые «двойки» постепенно продавались в страны Центральной и Южной Америки, где приобретались гражданскими операторами, военными либо правительствами. По-прежнему они перевозили пассажиров, грузы, авиапочту и, разумеется, выполняли фотосъемку, как и в прежние времена.

Отдельные «двоечки» «тянули лямку» до конца 1960-х годов, пока не были утеряны в авариях или списаны.

Полдесятка уцелевших FC-2 сейчас являются музейными экспонатами в США и Канаде, в коллекциях Смитсонианского музея (самолет авиакомпании «Panagra»), Национального аэрокосмического музея («Stars and Stripes» Ричарда Берда), в аэропорту «Анока Каунти» (самолет, принадлежавший NACA), в музее ЕАА в Ошкоше (самолет компании «American Airways»), в канадском аэрокосмическом музее и других.

Технические данные самолета Fairchild FC-2
Размах крыла 13,41 м
Длина самолета 9,45 м
Площадь крыла 26,94 м.кв
Масса пустого самолета 980 кг, максимальная взлетная 1633 кг
Двигатель Wright J-5 Whirlwind, 220 л.с.
Максимальная скорость 196 км/ч
Крейсерская скорость 169 км/ч
Практическая дальность 1127 км
Практический потолок 3505 м
Экипаж 2 чел
Полезная нагрузка до 4 пассажиров, или 370 кг груза

Источник: Журнал для моделистов "Моделист RC"


  RC-SHOP.AMOCS - магазин радиоуправляемых моделей. Авиамодели, вертолеты, автомодели, судомодели, аппаратура управления, двигатели, регуляторы, аккумуляторы, стартовое оборудование, материалы Авиамодели. Копии самолетов и вертолетов. Чертежи самолетов летающие Авиамодели. Интернет-магазин масштабных стендовых моделей. Официальные представители HobbyBoss, PM-Model, AFV-Club, Bronco Models, Tristar Models, Vallejo
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий